СМИ о нас
Людмила МИЛОВАНОВА дала интервью телеканалу «Крым 24»
Председатель общественной организации «Верный друг» Людмила Милованова стала гостьей телевизионной программы «Разговор о городе». Это проект телеканала «Крым 24».
Полностью интервью можно посмотреть на сайте «Крым 24». А мы публикуем ключевые отрывки из него.
Корр.: – Каковы главные цели вашей организации?
Л. Милованова: – В 2023 году «Верный друг» отметит 14-й день рождения, и большую часть этого времени мы занимаемся стерилизацией животных, причём не только бездомных. Если нам звонит пенсионерка и говорит, денег у меня нет, но собаку свою я хочу стерилизовать, мы идём ей навстречу. Операция выполняется и по заявкам. Расценки у нас – самые низкие в Крыму.
Корр.: – Стало ли меньше бродячих собак и кошек в столице?
Л. Милованова: – Да, их гораздо меньше. Наша организация победила в конкурсе и получила от администрации Симферополя контрактное задание снизить число бродячих четвероногих. Мы чётко его выполняем. Думаю, меня поддержат телезрители и согласятся, стерилизация кардинально изменила ситуацию в столице. Да, остаются бездомные животные, но они стерилизованы, привиты от бешенства, о чём свидетельствуют специальные бирки на ухе, и бесконтрольно не размножаются. Это результат наших усилий.
Корр.: – Почему бездомные всё же не исчезают?
Л. Милованова: – Мы простерилизовали Симферополь и Симферопольский район – за это я отвечаю, потому что они – зона нашей ответственности. Сейчас усиленно стерилизуем выброшенных домашних животных. Вот когда люди перестанут предавать своих питомцев и выгонять их на улицу, проблема исчезнет.
Раньше я всегда призывала людей брать животных в приюте. Теперь кардинально изменила свою точку зрения и советую прислушаться к себе, задать честный вопрос, действительно ли вам нужны кошка или собака? Вот ребёнок просит у родителей купить ему щенка. Поговорите с ребёнком, убедитесь, что это действительно так, что живая игрушка не надоест ему черед три дня. И принимайте ответственное решение.
Если вы хотите проверить себя, приходите к нам в приют. У нас есть проект «Хозяин выходного дня». Можно погулять с собакой, пообщаться, понять, лежит ли у вас душа к животным. Родителям же замечу, это вы, взрослые люди, несёте ответственность и за своего ребёнка, и за купленную ему собаку. Вы берёте члена семьи. И если ребёнок не справляется, уход ляжет на ваши плечи.
Корр.: – Не все взрослые оценивают ситуацию, как надо.
Л. Милованова: – Ну вот, к примеру, мне звонят и говорят, дескать, мы уезжаем, заберите нашу собаку. Я искренне такой логики не понимаю. Если вы завели собаку, значит, планировали свою жизнь и не имеете права вот так запросто избавиться от члена семьи. Это же жестоко! И потом, у вас есть родственники, пристройте животное у них. Наш приют предназначен исключительно для животных, попавших в беду. Он существует на пожертвования добрых людей и наших волонтёров. Поэтому домашних собак мы принимать не можем!
Корр.: – Как к вам попадают бродячие собаки?
Л. Милованова: – Возможно, ваши зрители видели в Симферополе и районе машину с логотипом «Верного друга». Это наша машина, наша служба отлова. По заявкам мы выезжаем на улицы, где обнаружены бездомные четвероногие, отлавливаем, стерилизуем, делаем прививки и возвращаем на прежнее место. Животные охраняют двор, не дают распространяться грызунам, то есть выполняют свою извечную функцию и при этом не размножаются.
Иногда люди спрашивают: «Вы их усыпляете?». Это несовместимо с моралью нашей организации. Мы зоозащитники, мы спасаем животных, а не губим их. Да и закон запрещает усыпление, вернее, разрешает его, только если собака получила не совместимую с жизнью травму.
Корр.: – Делаете ли вы ревакцинацию уличных животных?
Л. Милованова: – Да, если просят подкармливающие их люди. Программы ревакцинации у нас нет, но мы её проводим, тратя на вакцину свои средства.
Корр.: – А что с домашними питомцами? Я слышала, изменились правила их содержания.
Л. Милованова: – Вышел документ Госкомветеринарии. В нём говорится, что выгуливать домашних собак надо только в наморднике, на поводке и на специально отведённой территории, убирать за ними. Ничего нового, просто люди никак не освоят культуру ухода. Вот я сегодня вышла из дома, рядом кафе. Его владелец облагородил территорию – ёлочки, газон. А на газоне – известные кучки. Что же мне, полицию звать? Мы опять возвращаемся к старой цепочке. Ответственный хозяин и поводок купит, и намордник, и совок с пакетом захватит на прогулку. А безответственный будет загаживать пространство вокруг дома. Часто слышу, мол, вот мы были в Европе. Там так чисто! Граждане, а что вам мешает сделать так же у нас в Симферополе? От человека же всё зависит.
Корр.: – Не верят, наверное, в свои возможности.
Л. Милованова: – Когда мы делали первые шаги в пропаганде стерилизации, они были робкими и маленькими. Но мы прошли этот путь. Так что надо начинать с себя и двигаться. Возможно, регистрировать общественные организации, заниматься пропагандой санации среды обитания.
Корр.: – В городе площадки для выгула собак должны быть в каждом микрорайоне. Не может же человек сесть в маршрутку с собакой и поехать в центр.
Л. Милованова: – Я таких площадок не вижу. В основном все занимаются самовыгулом. У нас в Симферополе вдоль Салгира сделали благоустроенную набережную. Вечером на ней на самокатах катается молодёжь, бегают собаки, дети. Если пёсик маленький, то рискует оказаться под колёсами самоката. Да и в целом дискомфортно гулять, когда всего так много намешано. Выход, вы правы, в обустройстве районных площадок для выгула собак. Но сейчас строятся большие новые микрорайоны. Вы видели, чтобы архитектура хотя бы раз заложила участок для выгула? И я не видела. Даже парковки рассчитаны на 10 машин. У нас хорошо пишутся законы и постановления, а в реальную жизнь добрые намерения, увы, перекочёвывают со скрипом. Закон позволяет заводить, разводить, содержать животных, а инфраструктура под это не продумана.
Корр.: – Как обстоят дела в городе с приютами для бездомных животных?
Л. Милованова: – Ещё в украинский период мы с волонтёрами нашли на улице Крымской Правды в Симферополе 70 соток земли и сделали что-то типа самозахвата. Спасибо Главе Республики Сергею Аксёнову, он помог легализовать проект и распорядился выделить деньги на строительство там приюта. Мы мечтали о двух очередях строительства: непосредственно приют и клиника, где лечили бы животных. Но всё закончилось на первой очереди. Приют построили, однако горд не захотел брать его себе на баланс, и объект передали в республику. Сейчас им распоряжается Госкомветеринария.
Я боролась за этот проект, но сейчас к нему не имею отношения. Мои заботы сосредоточены на приюте в Каменке, там, где была рекультивирована свалка. Когда-то здесь базировалась служба отлова. После её упразднения остались собаки, мы за ними ухаживали и в какой-то момент тогдашний градоначальник Наталья Маленко разрешила нам продолжать нашу работу. Сейчас мы официально оформляем бумаги. Перенесли вольеры ближе к лесу, на субботниках очистили его. Каждый год что-то достраиваем. Приглашаю всех подключаться.
Корр.: – Волонтёров хватает или нужна помощь?
Лю Милованова: – Помощь нужна всегда. Любая, даже в уборке офиса. Кроме нас, живущие в приюте животные никому не нужны. Государство не может выделять столько денег, чтобы обогреть всех. На его плечах инвалиды, пенсионеры, дети. Оно обеспечило бесплатную стерилизацию, что уже очень хорошо. Всё остальное давайте делать сами.