Новости зоозащиты
В Москве заговорили о введении уголовного наказания за нарушение правил содержания домашних животных
Вчера на федеральном канале «НТВ» в программе «Место встречи» в студии вновь собрались депутаты, правоохранители, зоозащитники, чтобы обсудить идею авторов и ведущих о введении уголовного наказания за нарушение правил содержания домашних животных. Очередную дискуссию породил ужаснувший всех случай в Мытищах, где огромный пёс породы мастиф загрыз домработницу в элитном особняке. По мнению журналиста НТВ Андрея Норкина, предлагаемые законодателями штрафы ничего не меняют. Страдают как сами четвероногие, так и люди, живущие по соседству с живодёрами и наблюдающие, как те мучают беззащитных питомцев.
Напомним, в Государственной Думе РФ рассматриваются поправки в закон, ужесточающие штрафы в адрес нерадивых владельцев четвероногих. Что считается поводом для назначения штрафа? Выгул собак без намордника, без поводка, в не предназначенном для прогулок месте, нападение животных друг на друга или на человека, а также игнорирование уборки за воспитанником. Юридическое лицо заплатит 30 тысяч рублей, должностное – 15 тысяч, физическое – 3 тысячи.
— Закон назрел, – говорит депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов, – поскольку в России постоянно фиксируются происшествия с жертвами нападения агрессивных псов. Недавно в Нижегородской области семья отмечала праздник. И вдруг в горло мужчине вцепился живший на соседнем участке алабай. Выяснилось, люди многократно обращались в администрацию с жалобами, что такой великан свободно разгуливает по посёлку без намордника. Реакции не было и такая халатность закончилась трагично.
Сейчас контроль за соблюдением правил возложен на региональную власть. К примеру, в Москве без поводка нельзя выводить даже самую миниатюрную собаку. А в Санкт-Петербурге нормы лояльнее и касаются только тех видов, высота которых в холке превышает 40 сантиметров. Эксперты считают российское законодательство по отношению к меньшим братьям и их владельцам крайне либеральным. Агрессивными у нас признаны только 12 видов собак – ротвейлеров и алабаев, кстати, среди них нет. Это развязывает руки недобросовестным владельцам. Репортёры показали сюжет из Северной столицы, где мужчина держит 10 собак и регулярно спускает их на соседей. Приходит полиция, выписывает штраф, но 3 тысячи рублей для негодяя – не деньги.
Присутствующий в студии заместитель Председателя Госдумы РФ Борис Чернышёв поддержал журналистов и заверил, что проголосует за введение уголовного наказания. «Этот владелец фактически использует собак как оружие, следовательно, и наказывать его надо жёстко», – отметил законодатель. Ведущие задали ему ключевой вопрос, волнующий зоозащитников:
— Почему нет федерального закона об ужесточении наказания? Почему вы спустили его на регональный уровень? Ведь что в Якутии, что в Твери собака остаётся собакой.
Борис Чернышёв проинформировал, что в главном парламенте страны как раз готовится федеральный законопроект на эту тему.
Представитель Центра правовой защиты Евгений Ильинский в законодательную панацею не верит. «Бумага не обеспечит ответственность владельца за питомца, – считает он. – Введение уголовного наказания ничего не изменит, потому что доказать умысел практически невозможно. У нас не сформирован институт собственности животных, то есть заходить надо с противоположного конца и вводить обязательную регистрацию домашних питомцев, чипирование, реестр и так далее. Вот собака сбежала и покусала человека – сейчас это квалифицируется как несчастный случай, а с введением института собственности такое не пройдёт. Именно владелец станет нести ответственность за поведение собаки».
Оппозиционный политик Николай Рыбаков винит в том, что не решается проблема с бездомностью собак, слишком низкие штрафы.
— Если в Германии вы выбросили собаку, штраф составит до 6 миллионов рублей на наши деньги, – привёл он цифры, – если вышли с ней без поводка – 3 миллиона. А у нас в основном злодеи отделываются пятью сотнями рублей. Это ни о чём! Предлагаю на государственном уровне поддерживать приюты и зоозащитников, чтобы они в разных регионах России лоббировали формирование цивилизованного законодательства в области защиты прав животных.
Кинолог Юрий Храмов категорически не согласен с делением собак на категорию агрессивных и не агрессивных.
— У каждой собаки есть зубы и вы не можете предугадать, что и когда произойдёт в её голове и спровоцирует напасть на человека, – высказывает он свою точку зрения. – Поэтому закон должен защищать не собак, а людей. У нас есть правила – животное гуляет на поводке и в специально отведённых местах. Всё, что выходит за их рамки, – наказуемо. Беда в том, что правоприменение в этой области слабое. Штрафуют редко и незначительно. Нужна неотвратимость наказания. Как в Правилах дорожного движения – установили камеры, водители перед ними притормаживают, боясь штрафа, знают, что его выпишут обязательно.
В отдельную тему участники разговора выделили часть, касающуюся содержания животных в квартирах, а не частных домах. Мы в «Верном друге» нередко слышим жалобы, что заведшая двух алабаев соседка терроризирует весь подъезд. Люди вызывают полицию, приезжает наряд, проводит беседу и старается всех помирить. Уезжает, а проблема остаётся.
Сейчас Федеральный Закон №498 «Об ответственном обращении с животными» никак не регламентирует число четвероногих в одной квартире. В нём говорится, что хозяин обязан создать условия для содержания, а вот что за этим стоит – документ не расшифровывает. Когда жильцы жалуются на громкий лай собак или плохой запах, опять таки приезжает полиция и выписывает штраф. Максимально – 5 тысяч рублей, что не меняет поведение нерадивых владельцев. Более принципиальную позицию в этом вопросе занимает прокуратура. По постановлениям прокуроров у безответственных владельцев изымали десятки кошек и собак, в жутких антисанитарных условиях живущих в крошечных квартирах.
Чуть дальше шагнула власть в регионах. К примеру, в Новосибирске депутаты одобрили норму, что на одну собаку средних размеров должно приходиться не менее 12 квадратных метров жилья владельца. Аналогичная норма есть в Кировской области. В Амурской области депутаты запретили то, с чем мы в «Верном друге» много лет боремся, – а именно разведение собак в квартирах многоэтажных домов. Ведущие спросили Юрия Шарковича, лидера общественной группы «Гражданин», не пора ли ввести общие нормы проживания домашних питомцев в квартирах?
— В России закон расценивает любое домашнее животное как имущество – как топор, автомобиль или мясорубка, – пояснил юрист. – Само название закона – «Об ответственном обращении с животными» – подразумевает, что нормы содержания должны обеспечивать питомцу достойную жизнь. Общие стандарты здесь не подойдут, потому что в Москве они одни, а на Алтае, где мало многоэтажек и в основном большие частные дома, – совсем другие. Не соглашусь, что в борьбе за права животных крайней оказывается полиция. Да, участковый может прийти, зафиксировать нарушение, но экспертизу он не проведёт, на это есть Роспотребнадзор, прокуратура, ветеринарная служба. Почему я напомнил, что закон расценивает животное как имущество человека? Потому что один из участников дискуссии сказал, мол, трудно доказать умысел, если собака покалечила человека. А сам факт нападения и есть умысел. Владелец автомобиля ведь тоже может сказать, что хочет ездить, как ему нравится, – без правил, по тротуару. Но не выйдет, его остановят. Так и здесь: если владелец допускает опасное поведение своей собаки, значит, он умышленно нарушает закон.
Юрий Шаркович предложил максимально упростить механизм обращения граждан, пострадавших от нападения владельческих собак. Считает, видеокамеры здесь помогут доказать вину владельца.
— А если владелец в видеоряд не попал? Если собака сбежала – как её распознать? Чипа-то нет! – справедливо заметил ведущий.
Вразумительного ответа не последовало, что ещё раз подтверждает правоту крымских зоозащитников, борющихся с корнем зла, – отсутствием обязательной регистрации домашних животных.
Анна Фельдман, руководитель общественной организации «Котоспас», в связи с этим вновь напомнила об отсутствии системной работы в области зоозащиты.
— Не у полиции находятся основные рычаги влияния в этой сфере, а у ветеринарных органов, – настаивает общественница. – Именно они должны фиксировать случаи нападения собак, проводить экспертизу и так далее. А вы попробуйте позвонить им и пожаловаться, что вашего ребёнка собака искалечила. Они абсолютно никак не отреагируют. Начинать надо с обязательной регистрации животных. И тогда выстроится системная работа. На вас напала собака? Вы вызываете полицию. У полицейского есть специальный сканер, считывающий чип. Мгновенно устанавливается имя владельца. Всё — дальше включается системная цепочка.
Депутат Госдумы РФ Владимир Самокиш считает, что вводить уголовную ответственность не обязательно. Но и в единых федеральных нормах смысла не видит.
— У нас разная культура быта, – поясняет он своё мнение, – в Якутии одна, в Москве – другая. Мы вот в Госдуме обсуждали стандарты и не договорились. Поэтому ключевое слово всё-таки за регионами.
Веское слово сказали депутаты в Башкирии и ввели обязательную регистрацию домашних животных. Причём первые два года процедура для владельцев бесплатная, затем будут брать специальный сбор. Хотела присоединиться к гуманному проекту и Тюмень, но пока безуспешно. Три года назад законопроект об обязательном чипировании домашних питомцев вносился и в Государственную Думу РФ, однако его отклонили. Владимир Самокиш уточнил, что реализация закона требует слишком много денег. Регистрация и чипирование – дорогие процедуры. Мы в «Верном друге» с этим категорически не согласны. Строительство приютов, лечение искалеченных людей, затраты на содержание государственных ведомств, занимающихся нарушениями правил содержания домашних животных, стоят куда дороже. Просто, как всегда, вопросы эти расцениваются как второстепенные. А потому работы у нас только прибавится.