Людмила МИЛОВАНОВА прокомментировала трагическую историю с гибелью кота Твикса

Резонансная тема

Какие вопросы перед людьми поставила гибель животного

Рыжий красавец-кот по кличке Твикс ещё две недели назад мирно ехал в переноске в вагоне железнодорожного пассажирского состава, следующего по маршруту Екатеринбург-Санкт-Петербург, и не предполагал, что вскоре станет центром горячей всероссийской дискуссии. Тем не менее, трагические стрелки в судьбе четвероногого сдвинулись, и он доживал последние часы.

А история случилась такая. Молодой екатеринбуржец уехал работать в славный город на Неве. Обустроился, обжился. Спустя какое-то время попросил приятеля, ехавшего из Екатеринбурга в северную столицу, привезти ему любимого кота Твикса. Тот согласился. Оформил всё, как положено, – купил животному билет, посадил в переноску. В поезде пассажир, видимо, куда-то отлучился из купе. Любопытный рыжий хвостатик как-то выбрался из переноски и отправился путешествовать по вагону. Его быстро обнаружила проводница, прошлась по купе, поинтересовалась, чей питомец. А когда хозяин не объявился, на станции Киров высадила Твикса из вагона на 30-градусный мороз. Кот, конечно, погиб. Его окоченевший трупик волонтёры нашли после двухдневных поисков.

Такова событийная канва. А вот какая дискуссионная «инфраструктура» выстроилась вокруг трагического факта, об этом поговорим с председателем общественной организации «Верный друг», зоозащитником Людмилой МИЛОВАНОВОЙ.

Людмила Александровна, зоозащитники собрали около полумиллиона подписей, требуют, чтобы проводницу наказали за жестокое обращение с животным.

Да, федеральный закон такое право даёт. Вы простите, не могу не отреагировать на бурную деятельность, развернувшуюся вокруг очевидного отступления от закона. Складывается впечатление, что каждое ведомство думает не о причинах беды, а о том, как сохранить собственное лицо. Железнодорожное руководство, конечно, защищает своего сотрудника. Мол, проводница опросила каждого пассажира, и только не найдя хозяина, вышвырнула Твикса на мороз. Немедленно нашлись пассажиры, в этом же вагоне транспортировавшие «элитную собаку» и попросившие немедленно оградить её от кота, который может быть заразным. Вполне ухоженный и благополучный Твикс в показаниях стал «неухоженным и грязным». Слова, слова… Я разобью эту конструкцию простым вопросом. На кота был куплен билет. Проводница при посадке его проверила. Стало быть, она знала, кто перевозчик и в каком вагоне разместили четвероногого пассажира. Ей надо было просто дождаться ушедшего молодого человека и сделать ему замечание.

Зачем же она высадила живое существо на мороз?

От равнодушия, пофигизма, нежелания проявить хоть чуточку участия, сделать шаг сверх того, что положено по инструкции. Помните, мы как-то всей страной обсуждали поступок водителя, который не разрешил остаться в салоне автобуса ребёнку, у которого не хватало пары рублей, чтобы оплатить проезд? Проводница – из этой породы людей.

Каким, по вашему мнению, должно быть наказание?

Если бы это решило проблему! Не в проводнице кроется корень зла. Конфликт усилил противостояние между зоозащитниками и их оппонентами. Наши оппоненты настаивают, что человек важнее животного, глупо увольнять, штрафовать человека из-за смерти какого-то там кота. Они приводят свежий пример, мол, в Хабаровске в середине января опять бродячие собаки загрызли мужчину…

Вернёмся к истоку. Много веков назад человек приручил собаку, кошку. Он заключил с ними своеобразный социальный договор – вы будете мне служить, а я буду о вас заботиться. И животные вверили человеку свою судьбу, хотя изначально были дикими и от него не зависели. А затем высшее разумное существо предало меньших братьев – стало лишать крова, куска хлеба, делать на разведении элитных пород большие деньги. Это стало обыденностью. Почему проводница выбросила кота? Потому что для неё он – вещь! Один из наших законодателей в комментарии к резонансной ситуации сказал журналистам: «В документах, конечно, питомцы будут прописаны имуществом пассажиров». Понимаете, если для человека, формирующего правовое поле, животные – «имущество», что говорить о проводнице? Далее он продолжает: «В РЖД уже запретили высаживать на станции животных, чтобы не повторить историй, как с этим котом. Дальше правила будут совершенствоваться. Изменения будут вноситься». Простите, а почему сейчас, после ЧП? До него нельзя было внести изменения? Увы, всё опять заканчивается пожарными мерами. А нужна системная работа.

Какая? Что предлагают зоозащитники?

Создать такие условия, при которых на улицах не появлялись бы бездомные животные. Сейчас популяция собак и кошек очевидно превышает спрос. Надо взяться за питомники, дать квоты, чтобы там не разводили не востребованных щенков. Необходимо ввести обязательную регистрацию кошек и собак, чтобы по чипу можно было без труда найти хозяина, выбросившего питомца, и выставить такой штраф, чтобы мало не показалось. Надо развивать и пропагандировать метод стерилизации, работать с младшим поколением, воспитывать его гуманным и ответственным. Только комплекс мер даст положительный результат, а не точечные «пожарные» усилия.

Хозяин кота подал заявление в правоохранительные органы, однако ему в возбуждении уголовного дела отказали.

– Это неправильно! Если бы проводница выбросила на улицу сумку пассажира, она отвечала бы по закону? Отвечала. Почему же такая правовая норма не распространяется на животное, у которого есть хозяин? Нам, зоозащитникам, важно, чтобы из этой трагической истории извлекли уроки. Ещё раз выстрою цепочку: обязательная регистрация домашних животных – запрет бизнеса, когда в каждой квартире плодят якобы породистых щенков и за невостребованностью выбрасывают их на помойки, – стерилизация четвероногих – пропаганда ответственного отношения. Без этого мы не сделаем окружающую среду безопасной для себя и меньших братьев.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО.