Людмила МИЛОВАНОВА стала участницей телепрограммы «Лица столицы» на телеканале «Крым 24»

Актуальное интервью

Людмила МИЛОВАНОВА: «Мечтаю, чтобы в Симферополе появилась служба спасения животных»

Как известно, 16 мая Государственная дума РФ планирует на пленарном заседании рассмотреть поправки в ФЗ №498 «Об ответственном обращении с животными». Не все зоозащитники согласны с тем, что предлагает группа депутатов. Это стало предметом обсуждения в программе «Лица столицы» на ТРК «Крым». Ведущий Александр Шилко пригласил в студию председателя общественной организации «Верный друг» Людмилу Милованову.

Корр.: – Людмила Александровна, в чём зоозащитники увидели недоработку, пробелы?

Л. Милованова: – Прежде всего хочу напомнить, что до федерального у нас в Крыму в 2016 году был принят региональный закон, инициированный Общественной палатой РК. Как ни сопротивлялись ему некоторые представители, он появился и дал возможность с 2017 года стерилизовать домашних и бродячих собак и кошек. А Госдума приняла аналогичный документ только в 2018 году.

Конечно, Александр, законы не обсуждаются, а выполняются. Однако так случилось, что в 498-м не были прописаны ключевые правила – об обязательной регистрации домашних животных и об ответственности заводчиков. Что мы получили? Вот бегает по центру Симферополя собака, которую выбросил хозяин. Если бы она была зарегистрирована, мы бы его нашли в списках и выписали такой штраф, что все бы задумались, следовать его примеру или лучше не делать этого. А так у нас нет рычагов, мы не можем наказать человека за антигуманный и несущий угрозу прохожим, особенно детям, поступок. Не затронуты в законопроекте и заводчики, которые бесконтрольно плодят щенков, жестоко избавляются от «некондиционных», отправляя их на помойки. Кстати, в крымском законе норма об обязательной регистрации была. Только федеральный закон превалирует над региональным, поэтому норму не выполняют.

Корр.: – Численность бездомных четвероногих известна?

Л. Милованова: – Конечно, мы их постоянно стерилизуем и пересчитываем. А вот сколько домашних питомцев у крымчан никому не известно.

Корр.: – Хотя, казалось бы, их пересчитать легче.

Л. Милованова: – Да, но они не пересчитаны.

Корр.: – И всё-таки совершенствование, уточнение законов никто не отменял. Например, в Общественной палате РФ обсуждается идея стерилизовать только самок и тем самым экономить бюджетные деньги.

Л. Милованова: – Это уже пройденный этап. Когда-то мы стерилизовали исключительно самок. К чему это привело? Кобели становились более агрессивными, неуправляемыми, возрастал риск нападения на человека. Нет, на безопасности экономить нельзя.

Корр.: – Вы упомянули недобросовестных заводчиков. Контролируют ли их деятельность государственные органы?

Л. Милованова: – Это больная для меня тема. Никак не контролируют. Соцсети взрываются от дискуссий на этот счёт. Приведу простой пример. Кто-то купил кобеля овчарки, кто-то – самку. Созвонились и договорились заняться лёгким бизнесом – спаривать животных и торговать щенками. Сказано – сделано. Но щенков этих не купили или купили часть. Куда девать остальных? Чтобы не кормить и не тратить деньги, их выбрасывают в посадку или на помойку. Случается, и мне звонят – мол, заберите к себе в приют. Это чтобы я, не имеющая государственного финансирования, чужие огрехи оплачивала. Считаю, в ФЗ №498 надо ввести пункт, запрещающий плодить в квартирах и на частных подворьях щенков популярных пород. Порода – это серьёзный научный процесс. Её выведению учёные посвящают жизнь, она формируется веками. Получением породистых щенков должны заниматься профессиональные кинологи, имеющие от государства лицензию. Государство же должно определять квоты – сколько щенков будет востребовано.

Ну, и вновь возникает вопрос регистрации. К примеру, когда мы в приюте отдаём собаку новому хозяину, то она чипирована. Мы заключаем договор. Если она потеряется, по чипу её немедленно вычислят. Такая практика должна быть повсеместной.

Корр.: – Нередко по городу бегают беспризорные хаски, овчарки…

Л. Милованова: – И питбули, и кавказцы, и алабаи. Это всё та же безответственность псевдозаводчиков. Считаю, если ты продаёшь человеку крупную породистую собаку, поинтересуйся, есть ли у него условия для её содержания – вольер, большой двор, деньги на покупку корма. Люди порой не понимают, что крупная собака – большие расходы. Она много ест, её надо чаще показывать ветеринару. Это дорого. Голодной она вас охранять не будет, а перепрыгнет через забор, очутится на улице, будет кусать людей, разрывать кошек, нападать на мелких собак.

Корр.: – Значит, стерилизация домашних питомцев, регистрация и ограничения для заводчиков дадут эффект в борьбе с беспризорностью?

Л. Милованова: – Конечно, это мировой опыт. В Европе формула отлично работает. Там породистую собаку держат только очень состоятельные люди. Остальных вполне устраивают маленькие дворняжки. Очень прошу наших депутатов включить в закон упомянутые нормы. Они и гуманизируют процесс. Ведь часто псевдозаводчики «награждают» щенков генетическими заболеваниями. Владельцам потом приходится долго их лечить, а не имеющие сердца выбрасывают больных собак. И так круг замыкается, становится бесконечным.

Корр.: – А к вам в приют попадают породистые собаки?

Л. Милованова: – Бывает, чаще всего старые. Как у людей поднимается рука выбросить состарившегося члена семьи? Ни умом, ни сердцем понять этого не могу. Жестокий век.

Корр.: – С 1 марта вступили в силу новые правила продажи животных. Закон обязывает расширить площадь зоомагазинов, соблюдать санитарные нормы, запрещает стихийные птичьи рынки. Насколько соблюдаются требования?

Л. Милованова: – Увы, не соблюдаются. Симферопольский рынок на улице Субхи как торговал живностью, так и торгует. Я потратила много сил и здоровья, борясь с этим злом, но без толку. В зоомагазинах теснота. Кто будет для рыбок просторные аквариумы покупать? Смешно даже думать! Этими проблемами должны заняться Россельхознадзор, ветеринарная служба, подготовить соответствующие постановления. Конечно, хотелось бы цивилизованной картины, чтобы рыбы не в трёхлитровых банках плавали. Но пока имеем то, что имеем.

Корр.: – Давайте немного о Симферополе поговорим. Вы участвовали в недавней дискуссии, и там пришли к выводу, что с бездомностью животных в столице борются неплохо.

Л. Милованова: – Согласна, и всё это благодаря нашему региональному закону. Он дал возможность ещё с 2017 года осуществлять стерилизацию животных. То есть 6 лет это длится и даёт результат. Я горда, что «Верный друг» лидирует в этом, мы долго боролись за цивилизованный подход. У нас с администрацией Симферополя заключён контракт, но и до его подписания мы делали всё положенное за счёт пожертвований. У нас есть льготная стерилизация для пенсионеров, малоимущих, инвалидов.

Корр.: – Что это за льготы?

Л. Милованова: – Вы можете привезти нам мешок сухого корма, и мы простерилизуем вашего питомца. Бабушкам порой кошек-собак стерилизуем за счёт пожертвований благотворителей. На днях позвонила дама, говорит, пенсия у неё очень маленькая. Я предложила ей помочь нам в приюте взамен на стерилизацию кошки. Руки нам всегда нужны – окна помыть, убрать, погулять с собаками. Мы ведь общественники, оплачиваемого штата у нас нет, всё на своих плечах несут волонтёры, а труд тяжёлый.

Корр.: – На какое количество собак рассчитан приют?

Л. Милованова: – На 90, а живут 150. Нам всех жаль, рука не поднимается выбрасывать бездомных, поэтому вместо трёх в вольере сидят пять собак. Плюс сажаем на цепь возле будок. Я против такого, но это от безвыходности. Поэтому прошу крымчан приезжать к нам за собаками. Она вакцинированы, стерилизованы, приведены в хорошую физическую форму. Станут вашими друзьями. Приезжайте в субботу, когда у нас работает проект «Хозяин выходного дня», присмотритесь к нашим обитателям. Волонтёры расскажут о характере каждого жильца, с ним можно будет погулять, пообщаться.

Корр.: – Контактируете ли вы с коллегами из других регионов?

Л. Милованова: – Я общаюсь с зоозащитниками из Нижнего Новгорода. Там ситуация с приютами лучше, потому что регион богатый, у приютов много спонсоров. Неплохо работает Краснодарский край, мы иногда списываемся с коллегами. В любом регионе есть проблемы с животными, потому что не исчезает конфликт между частью общества, считающей, что собак не должно быть на улице, и частью, утверждающей обратное.

Я лично убеждена – меньшие братья на улице жить должны. Они выполняют охранную, санитарную функцию, они делают нас, подкармливающих их, добрее. Конечно, собаки не должны сбиваться в стаи. И их не стало на наших улицах, в чём есть доля нашего труда.

Не устаю повторять, что животные – коллективная ответственность. Нельзя полагаться только на государство в борьбе с беспризорностью. Мы должны оставаться людьми, не выбрасывать питомцев, стерилизовать их, не гнаться за породой, а брать собак в приюте. У нас в городе живут люди с золотым сердцем. К примеру, в нашем приюте заболела собака. Приехала девушка-волонтёр, сказала, что заберёт её к себе и будет лечить за свой счёт. Я созваниваюсь с ней. Она лечит нашу подопечную, всё хорошо. У нас есть все основания сделать Крым территорией доброты.

Корр.: – Некоторые считают, проблемы людей важнее.

Л. Милованова: – Вы же понимаете, что беспризорные собаки и кошки такими не были. Человек их одомашнил много веков назад, а потом предал и выбросил. Так что мы в ответе за меньших братьев. Конечно, человек важнее, а раз так, он не имеет права обижать тех, кто слабее его и зависит от него.

Корр.: – Сколько в Симферополе бездомных собак?

Л. Милованова: – Примерно 500-600. Сказать точнее трудно, потому что город разросся – Фонтаны, Хошкельды, Белое-5. Это затрудняет подсчёты. Недавно позвонили из такого микрорайона, пожаловались, ой, у нас завелись бездомные собаки. Район новый, а люди уже успели выпустить собак на самовыгул или выбросить.

Корр.: – Напоследок расскажите о планах на будущее.

Л. Милованова: – Есть мечта создать службу спасения для животных Мне часто звонят и в полночь, и ночью – собака провалилась в люк, собака сбита машиной, кошка забралась на дерево и т. д. Я начинаю обзванивать службы, но обычно никто не едет. А будет служба – будет обязанность реагировать на острый сигнал. Я сейчас работаю над этим проектом.

Не останавливаемся в благоустройстве приюта, и я прошу всех неравнодушных людей помогать в этом. Присматриваем за лесом, уговариваем жителей Каменки не выбрасывать мусор в лесопосадки. Симферополь – город добрых людей, вместе мы справимся со всеми вызовами. Давайте любить животных, заботиться и делать всё, чтобы им рядом с человеком было хорошо.